В гостях у «Красной книги» ветеран московского рок-движения, лидер группы «Альянс» Игорь Журавлев, рассказавший о группах из обоймы подпольного рок-клуба F5, проблиставшего в Москве образца 1993 года около трех месяцев
Несмотря на то что в общественном сознании тэг «колыбель русского рока» прочно приклеен к Ленинграду-80, впервые рок в России появился, конечно же, в Москве. Читать!
4 года с OPENSPACE.RU: Best of the Best
Юровский об опере «Мастер и Маргарита»
Заветные желания наших авторов и коллег
Сергей Жадан. Ворошиловград
Лена Катина: «Эти песни надо петь пожизненно» Одни
историографы ведут отсчет с сентября 1963-го, когда в ансамбле польского землячества МГУ нарисовался Александр Градский, другие считают первой русской рок-группой московский ансамбль «Сокол», возникший в 1965-м и сразу же попытавшийся запеть на русском. По воспоминаниям очевидцев, в недолгие времена оттепели Москву захлестнула волна любительских рок-групп — при каждом Доме культуры репетировал молодежный ансамбль, и не один (говорят, что доходило до нескольких десятков). Энтузиазм, инспирированный в юношеских сердцах музыкой Beatles, схлынул к 1969 году, когда советская власть снова начала закручивать гайки. И вот теперь старейшей русской рок-группой считается «Машина времени», отпраздновавшая в этом году свой 40-летний юбилей (хотя, если по справедливости, юный Андрей Макаревич в 1969 году еще только мечтал о собственном ансамбле, только учился играть на гитаре и пробовал писать стихи на русском).
Вторая волна московского рока приходится на середину 1980-х, когда в столице начинается бурное цветение всех цветов. Возникают авангардные «Центр», «Звуки Му» и «Вежливый отказ», неоромантики «Альянс» и «Николай Коперник», странные «Нюанс» и «Тупые», совершенно дикое «Чудо-Юдо». Творческий подъем выливается в возникновение Московской рок-лаборатории, вокруг которой, кроме ставших относительно популярными «Крематория», «Ва-Банкъ», «Ногу свело» и «Мегаполиса», существовала куда большая масса достойных групп, к сожалению сегодня почти забытых: «Клиника», «Кепка», «Встреча на Эльбе», «Женская болезнь», «Пого», «Комбо» и т.п.
Но больше всего не повезло московскому андеграундному року 1990-х, который из-за общественно-политических катаклизмов, пережитых Россией с 1993 по 1998 год, представляет собой совершенно неизученное пятно. О группах московского андеграунда («Матросская Тишина», Miss, Shake, Senkevich International, Spinglett, Radio 1, Alien Pat Holman, «Оле Лукойе» и др.) почти не пишут даже немногочисленные русские рок-энциклопедисты. Названия этих групп не зафиксированы на бумаге и изредка всплывают в интернете. Их музыка записывалась и издавалась совершенно непредсказуемым образом, поэтому сейчас на нее можно наткнуться каким-то чудом. При этом, как показывают эти случайные столкновения, в Москве начала и середины 1990-х существовала очень яркая и самостоятельная рок-культура, которая мало чем уступала западному инди-року того времени и наголову превосходит нынешнюю рок-поросль.
В программе звучат песни групп Miss, «Матросская Тишина», Senkevich International, «Петля Нестерова», Alien Pat Holman и «Альянс».